Один из красивейших кафедральных соборов Хорватии, шедевр средневековой архитектуры, входящий в список культурного наследия ЮНЕСКО. История собора. Строительство собора началось в 1431 году, во времена, когда побережье Хорватии находилось под властью Венецианской республики, и во многих городах это время стало периодом архитектурного расцвета. Строительство собора велось более 100 лет, а освящен он был только в 1555 году.
В возведении этого монументального архитектурного памятника последовательно участвовали два ведущих архитектора, Юрай Далматинец и Никола Фиорентинац. Известнейший хорватский архитектор и скульптор Юрай Далматинец при работе над собором изобрел особый метод кладки камня, что позволило ему возвести полукруглые части собора без использования дерева. Юрай Далматинец умер, не успев завершить свое творение, и работу над ним продолжил Никола Фиорентинац, благодаря которому собор венчает купол в стиле тосканского ренессанса. Архитектура собора. Собор Св. Якова является 3-нефным собором, с высотой купола до 37 метров, он поддерживается 12 прекрасно сохранившимися готическими колоннами. Собор выполнен из ценных пород камня из каменоломен островов Брач, Раб и Корчула. Во внутреннем убранстве собора заметно смешение готики и ренессанса, а внешние детали едва ли не интереснее внутренней отделки: прекрасный готический северный портал, венецианские львы, фигуры Адама и Евы и таинственные фигуры защитников города в основании купола.
На крыше собора фигуры трех защитников города: св. Марко, смотрящий на юг и море, «представитель» Венецианской республики, св. Яков, с мечом в руке смотрящий на восток, в сторону возможной турецкой угрозы, и св. Миховил, смотрящий на север, в сторону одноименной крепости. С внешней стороны собора лица людей: более 74 портретов настоящих современников Юрая Далматинца, ни одно лицо не повторяется дважды. Готический портал собора украшен сценами из библейского Страшного суда, также здесь можно увидеть работы мастера Бонино из Милано. Потолок небольшого помещения украшен изображением Бога-отца и херувимов, колонны венчают фигуры старозаветных пророков.
Важные туристические заметки:
— Почему в основании купола собора только 3 фигуры святых, хотя предусмотрено место для 4? Четвертая фигура никогда не была воздвигнута, и мы можем только гадать, для кого предназначалось это место;
— Среди многочисленных сограждан, которых запечатлел Юрай Далматинец по периметру собора, изобразил ли он самого себя?;
— Фигуры трех защитников города на крыше собора;
— 74 портрета с внешней стороны собора;
— Венецианские лев и львица, «охраняющие» боковой вход в собор;
— Фигуры Адама и Евы на столбах, у их основания — львы;
— Готический портал собора.
Добавить комментарий