Ефразиева базилика — один из самых ярких архитектурных и культурных памятников Хорватии, представляющий страну в списке мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс Ефразиевой базилики является одним из наиболее сохранившихся памятников византийской архитектуры в странах Средиземноморья.
Расцвет Парентиума. Ефразиева базилика — символ расцвета Пореча, превратившегося в VI веке из маленького городка на краю Римской империи в процветающий центр региона. Император Юстиниан, стремившийся вновь вернуть Римской империи былую мощь, уделял большое внимание развитию античной культуры. Епископ Парентиума (совр. Пореч) Ефразий тяготел к изобилию восточной роскоши и, превращая небольшую церковь и прилегающие к ней постройки в один из самых крупных религиозных комплексов того времени, превзошел все ожидания императора Юстиниана. Имя епископа Ефразия вписано в многочисленные мозаики базилики, названной в его честь Ефразиевой базиликой.
В комплекс Ефразиевой базилики также принято включать: нартекс (входная часть, притвор), атриум, баптистерий (расположен на противоположной стороне от входа в базилику), часовню у северо-восточного угла базилики.
В комплекс базилики входит и Епископский дворец, связанный коридором с самой базиликой. Баптистерий и часовня были построены до епископа Ефразия, однако он сумел из вновь возводимых и уже существующих построек сформировать удивительно гармоничный и целостный архитектурный комплекс.
Мозаики Ефразиевой базилики являются одной из наиболее ценных ее частей и уникальным образцом византийского искусства. Центральной мозаикой является изображение Богоматери, держащей на руках младенца Иисуса в окружении святых и ангелов, в верхней части апсиды, среди фигур святых изображен Св. Мауро, покровитель Пореча, и сам Ефразий с маленькой базиликой в руках. В нижней части триумфальной арки сохранилось 13 медальонов с изображением Иисуса и святых. Фрагменты мозаики с изображением Христа также сохранились в верхних зонах боковых апсид. Мозаикой покрыта и внешняя часть стен базилики. Во многих мозаиках базилики вписаны инициалы Ефразия, а в более старых частях — имена меценатов, финансировавших постройку, по ним точно высчитываются даты строительства и ремонта будущих помещений базилики в доефразиевый период. В напольной части также сохранилась мозаика с изображением рыб, имевших символический смысл.
Важные туристические заметки:
— Мраморный киворий 1277 года (дарохранительница);
— Центральная мозаика с изображением Богоматери с младенцем;
— Мозаики с именами меценатов до Ефразия;
— Епископский дворец Рельеф мраморных плит ограды: кресты, птицы, олени Мраморные панно с рельефами дельфинов, закрывающие сиденья священника;
— Монограммы Ефразия на многих деталях базилики;
— Вид на город с колокольни.
Добавить комментарий